Пишу об аниме и других хобби

Позднее Ctrl + ↑

satoshi-kon.ru

Я давно вынашивал идею сделать что-то на подобии странички http://miyazaki.otaku.ru, но посвященной другому не менее культовому режиссеру — Сатоси Кону.

С точки зрения наполнения не хотелось превращать это в вырезку из Википедии, личное мнения насчет его картин так же
считаю правильным сохранить при себе. А вот предоставить людям доступ к работам режиссера на русском языке — эта идея мне показалась интересной.

Сам я не всегда могу разобраться в хитросплетениях японского, так как он у меня на достаточно примитивном уровне, поэтому это проект в том числе и для себя, чтобы лучше понять картины Кона.

Помочь с переводом мне отозвался очень опытный и невероятно талантливый переводчик, пожелавший остаться анонимным. Пока доступен перевод фильма «Актриса тысячелетия». В дальнейшем, надеюсь, страничка еще пополнится другими картинами. Всё делается на общественных началах и только ради любви к искусству.

Я буду безумно рад, что кто-то, забредший на страницу лет 10 спустя, сможет оценить картины мастера в максимально приближенном по качеству к оригинальному сценарию переводе.

То, что это сейчас только похоже на какой-нибудь минималистичный лэндинг, не значит, что помимо архива переводов там не появится. Если у кого-то будут предложения по какой-то позитивной трансформации странички — милости прошу писать на почту contact@satoshi-kon.ru или на мою личную pavpan@pavpan.ru.

Прощу любить и жаловать:
https://satoshi-kon.ru

Музыка в сети — 3

Один из тех треков, которые не часто услышишь. В рамках «Евы» она не очень популярна, но версия Аски крутая, как по мне.

Летняя меланхолия

Не понятно, почему, но именно летом нападает жуткая меланхолия. Казалось бы, что не логично, и когда она и должна заставать — так это в пасмурную зимнюю пору, но нет.

Первое воспоминание, которое до сих пор отчетливо отпечаталось в памяти — одно из лет «нулевых». Тогда впервые застала дикая жара, и в тот же год я не поехал к родителям отца в деревню, как обычно. Когда ходишь в школу, не особо одолевает скука — просто некогда. Но летом она навалилась по полной: с утра родители уходят на работу, а ты остаешься наедине с собой. Тогда же один из первых осознанных раз, когда я посмотрел аниме. Иронично, но это была «Меланхолия Харухи Судзумии», уже тогда она вышла в дубляже. В аниме действие тоже происходило летом, и казалось, у героев столько прикольных приключений, а что у меня? Невольно напрашивалось сравнение со своей жизнью.

По сей день меня преследует это воспоминание. Пытаясь анализировать этот эпизод, я думаю, добрался до причины. Как мне кажется, причина в том, что зимой всё время темно, ты просто делаешь работу, ложишься рано. Как будто состояние за окном лишает свободы действий, и оставляет только маленькое окошко, в которое попадает только самое нужное. А летом наоборот: лето дает свободу действий, но куда ее девать — откровенно бывает ясно. И как раз это пугает.

Пополнение в коллекции — Elite TKL

Проект был задуман еще давно с одним из друзей из США — еще в начале пандемии. Но реализация в этот раз заставила себя ждать: сначала у производителя долгие сроки образовались из-за наплыва заказов, потом долгое изготовление и борьба с другими производителями для частей клавиатуры, потом при растаможке большая часть и запасных, и основных юнитов была повреждена.

Подразумевалось, что сначала произведутся все доски, а потом начнется продажа, то бишь не типичный предзаказ. В общем-то, уже под конец пандемии, разобравшись со всем, юниты отправили. Правда цена взвинтилась до невозможных 750 долларов из-за повреждения юнитов. Мне досталась она бесплатно за участие в дизайне. И доска вышла классная.

Долго распинаться о характеристиках не хочется, всё в целом описано на страничке проекта. А вот фоточки в хорошем разрешении размещу:

И саунд тест, записанных наспех:

чери брауны на пластиковом плейте, гатерон милки топ на пробеле

Музыка в сети — 2

Еще одна крутая штука от Kotringo. На ютубе не было версии без титров, выложил. Опционально включаются японские субтитры.

Раскадровка Perfect Blue

Заказывать что-то из-за границы сейчас накладно, но эта вещь стоит того.

суперобложка с «оби» и без

Под суперобложкой прячутся две страницы раскадровки (по одной на каждую сторону):

задняя обложка внезапно спойлер

Крутой розовый форзац:

За форзацом — калька, да не простая:

Дальше идут мелованные глянцевые страницы с артом разных изданий и c фото-карточек, а так же галерея задников:

Ну а за галереями — оглавление и сама раскадровка:

включена так же раскадровка сцен, не вошедших в финальный монтаж

Напечатано все на плотной бумаге (по ощущениям — плотнее 1/16) с чуть шершавой текстурой, очень приятно держать в руках.

Между каждой частью есть перебивки из набросков дизайна персонажей и локаций:

На сладкое, отсылочка к свой же манге «Опус»:

Японцы всегда славились качеством типографии, эта книжка не исключение. Но все же не очень понятно, отчего они тяготеют к мягкому переплету, ведь это не практично. А так — это огонь. Теперь хочу остальные раскадровки фильмов Кона.

Видео:

Музыка в сети — 1

У меня нет системы, как я нахожу и слушаю музыку. Есть парочка композиторов да артистов, и на этом всё. Буду публиковать время от времени то, что нашел и что понравилось.

В этот раз это Сусуму Хирасава:

Техническое состояние картин Кона: Millennium Actress

В прошлой заметке я рассматривал дебютную работу режиссера. После нее на следующий проект студия выделила куда больше денег и времени, поэтому с ней всё намного лучше с технической точки зрения, но не совсем без косяков.

Снимали так же на пленку, но сканировали уже куда аккуратнее, в картинке в целом меньше артефактов, тряска камеры в пределах допустимого. Есть, конечно, и проблемы, присущие пленке. Да и скан сделан даже не в 2к, судя по количеству деталей.

Спустя энное количество времени, фильм выходит в США. Компания лицензиат решила, что картинка слишком темная, да и тряску камеры бы починить. Они добавили резкости, почистили пленочный мусор, убрали тряску камеры, пожертвовав почти 20 пикселями полезной части изображения и осветлили исходник. Получилось противоречиво, особенно на линиях: то ли из-за шарпинга, то ли из-за неправильного уменьшения изображения (мастерился фильм, похоже, в 2к), вылезло гало. Цветокоррекция тоже вышла спорной. Да, кажется, в исходнике неправильный баланс белого, отчего всё каким-то старым кажется. Но осветлив изображение, местами цвет кожи лиц персонажей стал походить на трупный, нереалистичный.

полное сравнение: https://slow.pics/c/KOZeSoEH

В 2021 году появляется якобы ремастер в 4к. На деле же взят тот же мастер файл, использованный для издания в США в 2019 году со всеми его приколами, кроме того, что гало больше отсутствовало. Однако появилась другая проблема — заваленный красный цвет. И это еще больший криминал, чем гало.

Как по мне, картинка на японском издании действительно чуточку темноватая, но и как сделали в издании в США — тоже перебор.

Касательно звука фильм не так интересен, как Perfect Blue с его четырьмя разными миксами. Выходя в Японии, почему-то создатели решили положить дорожку с частотой дискретизации 96 кГц. Конечно же, там никакими 96 кГц не пахнет, спектр заканчивается на 23:

Однако странности начинаются с выходом на носителях фильма за рубежом: какому-то «гению» пришла идея почистить звук от наводок от ЭЛТ каким-то хитрым способом. Именно ЭЛТ стоял в то время на тонстудиях и сопровождал шумовиков (которые записывают шаги, шуршание одежды и всё такое), и актеров, записывающих диалоги. Ну и что-то пошло не так, в итоге наводки-то исчезли, а на их смену пришли артефакты куда серьезнее:

И все зарубежные издания без исключения используют подпорченный звук. Справедливости говоря, наводки там на самом деле есть, только в большинстве случаев происходит эффект звуковой маскировки. Даже на хорошей аппаратуре они будут еле заметны.

Сам же микс шикарный, но во многом это заслуга музыки. Если в Perfect Blue Кону категорически не нравилась фоновая музыка, тут же он остался от композиций Сусуму Хирасавы в таком восторге, что приглашал его во все дальнейшие свои проекты. Но это совсем другая история.

Техническое состояние картин Кона: Perfect Blue

Будем откровенны: оно посредственное.

Если первые три фильма (Perfect Blue, «Актриса тысячелетия» и «Однажды в Токио») снимались на пленку, то начиная со следующей работы — «Агент паранойи», производство переехало на цифровые рельсы. Но обо всем по порядку.

Perfect Blue изначально задумывалась как OVA на 40 минут, но в итоге хронометраж расширился. Однако производственного бюджета хватило только на самые минимальные вещи, о чем Кон писал в своем блоге. Денег не хватило даже на сведения звука в стерео, и картину в кино показывали с монофоническим звучанием, где слышно, что работали в очень ограниченных временных и финансовых рамках.

Когда дело касается самой картинки, тут всё очень не очень. Как и у любого другого анимационного кино, снятого на пленку, присутствует тряска пленки, но тут она особенно адская. Плюсом низкая контрастность, скорее всего из-за некачественного сканирования. И в целом мыльность картинки, которую невозможно никак починить без нового трансфера.

Британское издание 2013 года. В японском издании картинка заметно мыльнее

В 2019 вышел так называемый ремастер, на котором увеличили контрастность и честность картинки програмно, однако тряска пленки никуда не делась. В основе лежит всё тот же старый трансфер, сделанный еще для японского издания на DVD. Многим не понравилось так же, что они прошлись шумодавом, и вся ламповость картинки пропала. Стоит упомянуть, что умельцы еще до выхода «ремастера» устранили тряску картинки, но так как у них не было оригинального мастер файла — да и скодирован рип с посредственными настройками — он уже не актуален.

Очень хочу ошибаться, но мое предположение, что мастер-копия пленки сейчас уже деградировала, и при всех технологиях, сделанный с нее скан будет не очень. В этом году фильм отмечает 25-летнюю годовщину, и если никто не сделал нового трансфера, значит, это либо невозможно, либо слишком накладно по деньгам.

Звук

Впервые фильм после кинопроката выходил на VHS и Laser Disc. Если на VHS шла одна звуковая дорожка (доподлинно неизвестно, какая), то на лазер диске положили оригинальный театральный микс звука в моно (в аналоговом формате) + новый стерео и 5.1 миксы, созданные уже для этого конкретного издания. Изначально им не хватило бюджета, чтобы сделать даже стерео, но после проката, компания раскошелились не только на полное пересведение, но и на новый монтаж звуковой подложки. К тому же, стерео на поверку оказалось не просто даунмиксом из 5.1, а по-другому сведенным звуком, включая замену звуков и шумов. И кстати, с помощью Dolby Pro Logic ресивера, оно могло матрично преобразовываться в 4.0 (два фронта, центр и один тыл).

Стерео микс сам по себе очень интересный. Много где в нем просто убраны звуки, которые были в изначальном миксе (но их же вернули в 5.1), и наоборот — в нем добавлено то, чего нет ни в моно, ни в сарраунд миксах. Звуковые эффекты и шумы, которые остались на прежних местах по сравнению с моно-миксом, в 50% случаях заменены на другие, и так же не встречаются в 5.1.

Еще есть момент диалоговый, которого нет больше нигде, кроме как в стерео миксе. В одной сцене фильма, по радио говорит диктор, начинается музыка, и нигде, кроме как в 2.0 миксе, монолог диктора не продолжается, не заезжает на важный момент. Кажется, они поняли, что это портит несколько атмосферу сцены, поэтому в 5.1 последняя фраза диктора убрана. Американцы делали перевод с того стерео звука, поэтому во всех субтитрах, даже на блюрей, где этой реплики уже нет, идет субтитр на том моменте.

Но одно из любимых изменение — когда три фаната Мимы, мелькающие часто в фильме, заходят в видео-салон. На фоне играет музыка, которую мне не удалось опознать. Что-то из репертуара тех лет. Очень в тему. Ни в 5.1, ни тем более в в театральном миксе этого нет.

Больше нигде, помимо лазер диска, театральный микс не присутствовал. Стерео и 5.1 звук впоследствии перекочевали на DVD издание. Сарраунд звук был заново пересведен, и сильно отличается от старой версии: у диалогов стал куда больший динамический диапазон, баланс шумов и эффектов так же прилично изменен. Не во всех местах изменения позитивные.

Далее уже на Blu-Ray пропал и старый стерео микс, и все присутствующие на блюрей изданиях 2.0 дорожки — просто даунмикс из 5.1. Сарраунд тоже пережил еще одно пересведение, в этот раз уже по мелочам. Однако каким-то образом, начиная с японского блюрей издания, в нем в четырех местах появился рассинхрон, то есть были выкушены куски где-то по пол кадра. Может показаться несущественным, но в итоге в концу набирается два кадра в сумме.

старая версия 5.1 звука против новой (центральный канал)

Были на некоторых изданиях так называемые «оригинальные SD версии фильма» как бонус, но там содержался тот же даунмикс из новой версии 5.1. Только на британском издании решили сделать закос под старый звук, и скреативили, обрезав все верхние частоты и скомпрессировав всё в кирпич:

Однако, конечно, это ничего не имеет общего ни с одним из реальных мисов.

В общем и целом, в зависимости от выбранного звука, атмосфера сильно меняется. Если хочется аутентичный опыт испытать, надо смотреть театральный моно-микс. Он придает такую артхаусность. Стерео микс очень классный в моментах, но все же максимальное погружение дает сарраунд звук (даже если слушать его в стерео): и пространственные эффекты интереснее, и всё такое. Жалко, что некоторые нововведения стерео микса отброшены, но что поделать.

Ранее Ctrl + ↓